Обучение. Музыкальная литература.



1. Постановка рук на фортепиано.
2. Изучение фортепианных произведений.
3. Сольфеджио.
4. Музыкальная литература.
5. Мои требования.
6. Репетиторство.
7. Особенности детской психологии.


      Немаловажную роль в обучении играет параллельное знакомство с биографией тех композиторов, чьи произведения мы исполняем в данный момент, с интересными случаями из их жизни, изучение не только творческой деятельности, но и особенностей их личности и характера.

      Каждый композитор - прежде всего, человек со своей судьбой, со своей трагедией в жизни. Важно, чтобы ребёнок понимал, в какое время жил композитор, кто его воспитывал, какие у него были педагоги и современники.

      Часто дети так глубоко проникаются переживаниями о судьбе композитора, что им уже не приходится объяснять, как исполнять данное сочинение.

      Иногда ученик, казалось бы, правильно соблюдает знаки и правильно исполняет ноты, а у произведения нет ни души, ни характера. Но достаточно подсказать, к примеру, "Помни, это же - Бетховен!", - и моему ученику всё становится понятно. Многих ребят глубоко потрясла трагедия его жизни.

      На многих юных музыкантов производят впечатления рассказы о ранних музыкальных достижениях В. А. Моцарта, а так же о его несправедливо трагичной участи, трудной жизни и безвременной смерти.

      Лично на меня в молодости неизгладимое впечатление произвела книга А. Виноградова "Никколо Паганини". Несмотря на то, что он был великий скрипач, а я училась играть на фортепиано, именно его сочинения разожгли во мне ту любовь к Музыке, которая горит до сих пор. Его скрипичные концерты № 1 Ре мажор и № 4 ре минор до сих пор помогают мне в тяжёлые моменты жизни. В них, как мне кажется, заключён весь смысл мироздания, та глубокая истина, которую невозможно выразить никакими словами.

      Произведения некоторых композиторов нельзя исполнять легковесно, а других, напротив, - тяжело.

      Немаловажную роль, как было уже сказано выше, играет прослушивание на уроке изучаемых произведений. Культурное наследие исполнительского искусства передаётся из поколения в поколение. Невозможно с помощью печатных знаков передать все нюансы, требуемые при игре данного произведения.

      Ф. Шопена надо исполнять глубоко лирично, но при этом нежно и интеллигентно. Его произведения я предлагаю играть не всем моим ученикам. Для этого надо обладать не только виртуозностью, но глубокой внутренней культурой и духовностью.

      Среди русских композиторов я отдаю предпочтение произведениям П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это мой своеобразный "тест" на проверку у ученика глубины проникновения музыкой, его темперамента, широты души, искренности.

      О композиторах можно было бы говорить бесконечно. Главное - не превращать изучение произведений и биографий в скучную рутину. В этом случае можно принести даже вред юной душе музыканта.

      Хочу заметить, уважаемые родители, что усилиями одного педагога невозможно воспитать гармоничную личность. Любовь к музыке, как и ко всей культуре в целом, развивается не только на уроках. Необходимо следить за тем, что читает Ваш ребёнок, как проводит свободное время, какую музыку слушает, кто у него друзья.

      Как часто Вы ходите в музыкальные театры? Сумели ли Вы привить ребёнку любовь к опере, балету? Скажу честно, лично я не могу без балета представить свою жизнь. Трудно сравнить что-либо по силе эмоционального воздействия. Если Вы обнаружили в этом пробел, немедленно устраняйте его!

      Начните с балетов П. И. Чайковского "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро". Перед посещением театра обязательно прочитайте сказку или либретто, ребёнку должно быть понятно всё происходящее на сцене. И помните, одного раза будет недостаточно. Посещение театра должно стать приятной традицией. В отличие от кино, на балет можно ходить повторно неограниченное количество раз.

      Не экономьте на цене билетов. Если нет возможности для частого посещения Мариинского театра, ходите в малый театр им. М. П. Мусоргского - Михайловский театр. В этом театре цены на спектакли приемлемые. Не покупайте билеты на "галёрку", не берите дальше первого ряда амфитеатр или бельэтаж (лучше не брать совсем). Лично я рекомендую ложи бельэтажа. Придите в театр заранее, посетите музей, возможно, Вы и для себя откроете что-то новое.

      От того, как в целом у Вас организовано воспитание ребёнка, в конечном счете и зависит, как сложится его музыкальное будущее.