Уроки игры на фортепиано. Главная.
Уроки игры на фортепиано. Главная.

Обучение. Особенности детской психологии.

"Дети должны быть очень снисходительны ко взрослым".

Антуан де Сент-Экзюпери.

Дети - лучшие люди на Земле.

Когда в 1991 году я работала в детском музыкальном театре, я хорошо помнила главное правило: "Для детей надо играть так же, как для взрослых, только лучше".

Они искренны и непосредственны, любознательны, эмоциональны, доверчивы, уязвимы. Детей нельзя обманывать, с ними нельзя фальшивить.

Что может быть ответственнее, чем принимать участие в становлении хрупкой детской души?

Нельзя предавать их доверие. Потерять их уважение очень легко. Дети чувствуют малейшую фальшь в отношениях и, в отличии от взрослых, не смогут легко отнестись к обману или равнодушию по отношению к ним.

Я искренно люблю своих учеников. Меня интересуют не только их музыкальные достижения. Иногда дети делятся с учителем такими переживаниями, которые не всегда доверят даже родителям.

Я очень ценю их дружбу, и считаю, что именно доверие и взаимное уважение является главным звеном во взаимоотношениях. Это, в конечном счёте, и приводит к успехам в обучении всему, и музыке в том числе

Мне необходимо искренно любить ученика для того, чтобы вместе с ним поверить в его силы и достигнуть успехов в обучении. Дети способны на чудеса, надо только помочь им раскрыть их способности.

Я прощу неподготовленного к уроку ученика, если он меня не обманывает. Когда у ребёнка случается трудный период в жизни, эмоциональные переживания, усталость или болезнь, то единственным стимулом в занятиях остаётся нежелание ребёнка огорчить своего педагога.

Кажется неправдоподобным, но все мои ученики, даже во время болезни, не хотят пропускать уроков музыки! Одна из моих учениц отказалась в декабре поехать с мамой пораньше на каникулы к родственникам, чтобы выступить на новогоднем концерте!

Моим первым ученикам уже лет по 25. Наверное, недалёк тот день, когда я начну принимать на обучение детей моих учеников.

Но я хорошо помню каждого из них и продолжаю интересоваться их жизнью.

Все они выросли хорошими людьми и продолжают любить музыку. Разве это не то, к чему мы стремились?

Были ли у меня неудачи? Да. И я очень сильно переживала. Но ведь это не мои дети, которых я могу воспитывать так, как считаю нужным! Все неудачи касались не неспособности этих ребят к музыке, а только их личностного фактора. Скажу больше, наиболее трудным характером обладали как раз весьма одарённые дети.

Высокомерие, дерзость и лень - вот непреодолимая преграда к обучению. Я встречала детей, не допускающих от учителя никакой критики, и даже малейшего замечания! Даже мой робкий совет воспринимался, как личное оскорбление.

И всё-таки я не хочу винить детей. В этих случаях я склонна винить родителей. Ответ мамы ребёнка "Что делать, у него и папа такой" говорит сам за себя. Если родители считают, что с их ребёнком ничего нельзя поделать, то чего они хотят от меня? Ребёнок, не воспринимающий от учителя замечаний, сказанных даже в самой мягкой и корректной форме, необучаем в принципе.

Хочу в противовес привести совершенно противоположный пример.

В 2001 году ко мне пришла заниматься девочка, которой уже было 14 лет. Родители пояснили, что раньше у них не было возможности заниматься образованием детей. В семье ещё три ребёнка и надо было решать квартирный вопрос.

Глядя на эту девочку, сутулую, чрезмерно, как мне казалось, флегматичную, без задора и каких-либо проблесков таланта, у меня опускались руки. Я продолжала её учить, порой ругала, возможно на моём лице отражалось даже отчаяние.

А девочка безропотно соглашалась со всеми замечаниями. Не поднимала головы, не спорила, трудилась и трудилась. Учила упражнения и гаммы, пела, учила теорию…Не знаю, рассчитывала ли она сама на успех или нет, но однажды я с удивлением заметила, что она неплохо играет!

Я не замедлила с похвалой. Искренне порадовавшись её успехам, мы продолжили работать. Мы обе знали, что на её музыкальное образование родители выделили всего три года.

На втором году у неё выпрямилась спина. Я увидела маленького лебедя, превратившегося из "гадкого утёнка". За её смиренный характер, скромность, порядочность, пунктуальность, вежливость я очень её полюбила. Она стала превращаться в одну из любимых моих учениц. Давно позади Нино Рота и Э. Морриконе, Бургмюллер и Хачатурян, Гайдн, Лемуан, Бах…В конце второго года я услышала мой любимый вальс Шопена.

В середине третьего года обучения девочка играет на новогоднем концерте "Элизе" Бетховена, "Сказки венского леса Штрауса, романс Свиридова к повести Пушкина "Метель". В конце третьего года прозвучали в её исполнении "Лунная соната" Бетховена и "Вечерняя серенада" Шуберта. Расставалась я с ней почти со слезами.

О чем же это говорит? Видимо о том, что трудолюбие и скромность делают порою чудеса. И, как ни странно, не способности, а характер ребёнка отвечает за то, будет ли он успешен в музыке. Я думаю, что и не только в музыке. Во всём.

Вот, собственно, и всё, что я хотела сказать про особенности детской психологии. Можно пестрить научными и медицинскими терминами, писать о трудностях подросткового возраста. Всё это тоже правильно. Но главное - детей надо просто любить.